Виртуальная презентация "Того, что стоит иметь, не так легко добиться"
"Я перестала верить в то, что существуют силы добра и зла вне нас. Теперь мне кажется, что добрыми и злыми бывают поступки людей, но не сами люди. Мы можем назвать поступок добрым, если он пошел кому-то на пользу, или злым, если он принес кому-то вред. А люди слишком сложны, на них не наклеишь простых ярлыков".
Ф. Пулман "Янтарный телескоп"
Учитель литературы, кавалер Ордена Британской империи, знатный атеист и автор подростковых фэнтези — всё это Филип Пулман.
Из ребёнка, который вечно сидел уткнувшись в книгу, вырос серьёзный подросток, который интересовался в школе английскими классиками Мильтоном и Блейком. А из подростка получился учитель викторианской литературы, который однажды решил, что ему проще не распинаться у кафедры, пытаясь рассказывать детям о принципах здорового общественного устройства, а написать об этом книгу. Не учебник и не мемуары, а художественную книгу для подростков.
Он бросил преподавать и с тех пор написал много книг, самая известная из которых, трилогия "Тёмные начала", в конце концов поставила его в один ряд с Клайвом Льюисом и Джоан Роулинг.
Несмотря на то, что герои Пулмана путешествуют по параллельным мирам и пользуются магическими инструментами, сам он относит свои книги не к фэнтези, а к "суровому реализму". В самом деле, в его романах, особенно в "Началах", довольно много жестоких сцен, которые порой кажутся совсем не обязательными.
Но, думается, автор имеет в виду не кровь, которая иногда растекается по страницам, а тот миропорядок, с которым встречаются герои — и который подозрительно похож на реальный порядок вещей в более или менее развитых обществах.
Можно сказать, что все детские книги этим и занимаются: показывают несовершенный мир в условных декорациях. Пулман, похоже, больше других преуспевает в том, чтобы преподать молодым читателям урок, как он сам это называет, по "истории идей" — чтобы потом их не поглотила никакая идеология.
Однажды погрузившись в миры Филипа Пулмана, навсегда становишься заложником таланта и фантазии автора. Книги, подобные "Тёмным началам", учат нас читать несколько иначе, нежели читали люди полвека назад - не просто внимать рассказчику, но отыскивать давно знакомое, как бы складывая пазл из фрагментов, которые каждый из нас когда-то где-то уже встречал.